Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Организация питания

Рекомендации по контролю за организацией питания обучающихся в учреждениях образования

В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся. Организация питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

Общественный контроль. При организации питания в учреждениях образования необходимо:

в учреждениях образования создать бракеражную комиссию по контролю за организацией питания, в состав которой входит руководитель учреждения образования, заведующий производством (столовой) учреждения образования или повар столовой (другое уполномоченное лицо), представитель администрации учреждения образования, медицинский работник территориальный организации здравоохранения, закрепленной за учреждением образования или медицинский работник учреждения образования, дежурный по объекту общественного питания педагогический работник;

руководителям учреждений образования создание комиссии оформить соответствующими приказами;

бракеражным комиссиям, совету по питанию в соответствии с утвержденным графиком организовать ежедневный контроль за сроками реализации блюд, кулинарных изделий; соблюдением требований к их выдаче (соответствием выхода (веса) блюд, кулинарных изделий утвержденному меню (меню-требованию), использованием поварами одноразовых перчаток, соответствием внешнего вида персонала требованиям санитарных норм и правил; соответствием блюд, кулинарных изделий в меню и фактическому их наличию на раздаче; соответствием дневных рационов питания к примерному двухнедельному меню; соблюдением требований санитарных норм и правил к состоянию технологического и холодильного оборудования, производственных и бытовых помещений, обеденных залов;

результаты контроля оформлять справками;

ежеквартально рассматривать вопросы по организации питания на заседаниях совета учреждений образования с участием представителей отдела по образованию и других заинтересованных с принятием конкретных решений по обеспечению безопасности и улучшению качества питания;

особое внимание уделять культуре питания и обслуживания, эстетическому оформлению обеденных залов учреждений образования;

проводить разъяснительную работу среди сотрудников учреждений образования по вопросу привлечения к административной и уголовной ответственности по фактам хищения (при выявлении фактов хищения, использования недоброкачественной продукции и иных нарушениях

безотлагательно принимать исчерпывающие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь).

Производственный контроль. С вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза все производители пищевой продукции стран – членов Евразийского экономического союза обязаны разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах системы ХАССП – анализа опасностей (рисков) и критических контрольных точек. Справочно: ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Контрольная критическая точка – этап производства продукции и оборота продовольственного сырья и пищевых продуктов, на котором могут быть применены методы технологического, лабораторного или иного контроля и приняты меры по обеспечению их безопасности для жизни и здоровья человека. Этапы контроля отражаются в программе производственного контроля. Программа – документ, содержащий перечень гигиенически значимых факторов и показателей, приоритетных для данного субъекта хозяйствования и вырабатываемой им продукции, определяющий конкретные меры по осуществлению производственного контроля в каждой конкретной контрольной критической точке, а также перечень мероприятий, обеспечивающих контроль за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки, реализации продукции, сроки выполнения и (или) периодичность проведения этих мероприятий. Программа составляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, организующими питание, исходя из специфики объекта общественного питания (состояния материально-технической базы, кадрового состава работников и др.). Период разработки программы рекомендуется соотносить с периодом реализации учебных программ.

Программа утверждается руководителем субъекта хозяйствования или индивидуальным предпринимателем, осуществляющего организацию питания и согласовывается с руководителем учреждения образования, или утверждается руководителем учреждения образования при наличии структурного подразделения общественного питания. Контрольными точками являются:

доставка и хранение продовольственного сырья, пищевых продуктов; термическая обработка кулинарных изделий (мясных, рыбных, из птицы, творога, яиц, запеканок);

соблюдение режимов мытья посуды, инвентаря; состояние

оборудования (технологического, холодильного);

санитарное состояние производственных, бытовых помещений;

личная гигиена работников объекта общественного питания;

обращение с пищевыми отходами;

обеспечение лабораторного контроля. Количество контрольных точек определяется с учетом конкретной ситуации в объекте общественного питания, его мощности. Из контрольных точек определяются две контрольные критические точки: ККТ № 1 – хранение скоропортящихся пищевых продуктов; ККТ № 2 –термическая обработка кулинарных изделий. Результаты контроля фиксируются в журналах температурно-влажностного режима, качества термической обработки .

В производственный контроль входят и вопросы санитарно-противоэпидемического режима: наличие на рабочих местах санитарных и рабочих инструкций и другие; создание условий для соблюдения персоналом правил личной гигиены. Результаты контроля оформляются в журнале учета проведения генеральных уборок, ежедневных контрольных листах санитарного состояния помещений, в журнале «Здоровье». Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность информации производственного контроля несут руководители учреждений образования.

Входной контроль. Транспортировка и хранение пищевых продуктов, продовольственного сырья. Входной контроль является частью производственного контроля. Доставка пищевых продуктов, продовольственного сырья осуществляется специализированным транспортом предприятия-изготовителя (поставщика) в закрытой промаркированной таре с соблюдением установленных температурных режимов транспортировки, с сопроводительными документами, подтверждающими их качество и безопасность (удостоверениями качества, сертификатами, гигиеническими удостоверениями, маркировочными ярлыками и др.). Сопроводительные документы должны сохраняться до конца реализации пищевых продуктов. Способы подтверждения наличия документов о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов определены в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже».

Приемка пищевых продуктов, продовольственного сырья осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству».

Согласно ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения (температура и влажность) и срок годности, установленные предприятием-изготовителем.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 694 от 14 октября 2019 года «Об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования»;

2.Постановление Совета Министров Республики Беларусь №307 от 29 февраля 2008 года «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования»;

3.Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2020/2021 учебном году;

4. Постановление совета министров Республики Беларусь №525 от 7 августа 2019 года «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования»;

5.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь №8 от 25 января 2013 года «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов;

6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь №206 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов;

7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь №196 от 12 декабря 2012 года «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2010 № 102 и отдельного структурного элемента постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 сентября 2010 №129»;

8. Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»;

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1290 от 3 сентября 2008 года «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству».

ВАРИАНТЫ МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ

Вариант 1

Завтрак:

Каша геркулесовая молочная 180

Бутерброд с маслом и сыром 30,5,5

Чай с молоком

Обед

Салат капусты с морковью 50

Суп картофельный с зеленым горошком 200

Запеканка картофельная с мясом 200

Сок томатный 200

Хлеб ржаной 60

Полдник

Пирожок с повидлом 60

Кефир 200

Ужин

Вареники ленивые с маслом 180,5

Кисель 200

Яблоко

Вариант 2

Завтрак:

Каша пшенная молочная с маслом 200,5

Бутерброд с маслом 40,5

Кофейный напиток с молоком 200

Обед

Салат из капусты с чесноком 50

Борщ с капустой и картофелем 200,5

Биточки из говядины 70

Гарнир:капуста тушеная с яблоками 130

Компот из кураги 200

Хлеб ржаной 60

Полдник

Фрукты свежие 60

Ватрушка с повидлом 60

Молоко 200

Ужин

Пудинг творожный с изюмом и соусом молочным сладким 150,50

Булочка 30

Чай с молоком 200

Вариант 3

Завтрак

Запеканка манная с яблочным соус 150,50

Бутерброд с маслом 30,5

Кофейный напиток с молоком 200

Обед

Сельдь с гарниром 50

Суп картофельный с горохом 200

Котлета из говядины 70

Картофельное пюре 130

Компот из сухофруктов 200

Полдник

Печенье 40

Молоко 200

Ужин

Рыба тушеная в томате с овощами 140

Хлеб пшеничный 30

Чай с лимоном 200

Разделы сайта