Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

10.12.2020

"Дидактический синквейн", что это?

«Использование технологии составления дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками с ОНР»

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приёмы и методы, в том числе и современные технологии, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.

Для решения этих задач на помощь приходит одна из таких новых технологий, как дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико–грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из  опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усилий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

        Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В настоящее время технология составления синквейна активно используется в логопедии, психологии и в работе учителей в школе.

Правила составления дидактического синквейна:

• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Пример составления синквейна:

  1. Яблоко.
  2. Зеленое, сладкое.
  3. Растет, спеет, наливается.
  4. Я ем яблоко.
  5. Фрукт.

Из приведенного примера видно следующее:  для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас в рамках темы; знать обобщающие слова, оперировать такими понятиями, как слово-предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем – дефектологом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Работа по обучению детей составлению синквейна, начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Таким образом, использование технологии составления дидактического синквейна позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данной технологии позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Поэтому эффективность такой сравнительно новой технологии, как «дидактический синквейн» несомненна в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Она заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Разделы сайта