Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

20.05.2020

Развитие речи посредством мнемотехники!

Главный инструмент нашего разума – это память. Память – это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. Я использую в работе по обучению детей дошкольного возраста связной речи прием мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Особенность методики заключается в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.

Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.

Это что? (вопрос)

Какого цвета фрукт? (цвета)

Круг, овал. (какой он формы?)

Большой круг, маленький круг. (какого он размера?)

Лимон, конфета, соль, мед. (какой он по вкусу?)

Дерево, грядка (где фрукт вырос?)

Рука, кастрюля, банка. (что можно приготовить из этого фрукта?)

Яблоко – это фрукт. Оно красного, зеленого, желтого цвета. Яблоко большое, круглое. Оно вкусное, сладкое и полезное. Я люблю яблоко. Оно растет на дереве, в огороде. Из него готовят компоты, варенье и соки.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Любая работа строится от простого к сложному: я начинаю с простейших символов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их речевого развития.

Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов о птицах, игрушках, животных, насекомых, об одежде, посуде, овощах и фруктах. На начальном этапе я даю детям готовые схемы, а на следующем этапе мы вместе обсуждаем различные версии и выбираем наиболее удачные варианты. Вместе с ребенком мы работаем как партнеры, я лишь помогаю выбрать и найти удачные решения и оформить их в единое целое. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь следующих результатов: увеличивается продуктивность запоминания; появляется желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты; игровая форма подачи информации снижает эмоциональную напряженность и вселяет в детей уверенность в успех; словарный запас расширяется и обогащается.

Поэтому, чем раньше мы будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей детей.

Разделы сайта