Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

16.01.2019

Пришла Коляда — отворяй ворота!

16 января 2019г. в ГУО "Ясли-сад №2 агрогородка Буйничи" под руководством музыкального руководителя Новиковой О.Ю. прошел фольклорный праздник «Пришла Коляда — отворяй ворота!».
По уже сложившейся традиции каждый год воспитанники детского сада разучивают песни-колядки, стихи, облачаются в наряды животных, скоморохов, сказочных персонажей и отправляются колядовать. Колядка – это маленькая песенка, в которой желают добра, здоровья, богатства на весь предстоящий год. Хозяева же тоже угощают гостей и желают крепкого здоровья.

 
Наша «Коляда» была насыщена сказочной атмосферой, веселыми песнями, хороводами вокруг ёлки, задорными играми. Праздник не только приносит радость нашим воспитанникам, но и дает им возможность прикоснуться к традициям и обычаям белорусского народа, самим прочувствовать всю прелесть народных празднеств и гуляний. Дети очень любят этот веселый праздник, активно принимают в нем участие: поют колядки, читают дразнилки и угощаются вкусными сладостями.

   Что за праздник Коляда?

КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово)по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

К Колядам готовились заранее: обеспечивали себя продуктами, хозяйки старательно прибирали избы и хозяйственные постройки, молодежь мастерила маски и карнавальные костюмы, все мылись в бане, одевались в праздничную одежду.

В новогодне-колядных обычаях рядом с благодарностью за собранный урожай и успешное завершение сельскохозяйственного года значительно возрастали функции, направленные на заботу про будущий год, новый урожай и приплод животных, про здоровье и благосостояние членов семьи и всей общины. Для достижения этой цели совершались различные обрядово-магические действия. Праздничный стол застилался сначала сеном, что должно было благоприятствовать большому количеству молока у коров и оберечь их от волков, затем накрывали специальной скатертью. За столом рассаживались по старшинству. В эту ночь перед Колядами обязательно поминали умерших родственников. Во время ужина сохранялась очередность подачи кушаний. Первой начинали есть кутью – кашу с ободранного ячменя, приготовленную с маслом или медом. Разыгрывались небольшие импровизированные сценки, которые должны были содействовать достатку в семье.

По народному мнению, очень важными считались первые дни Коляд. В это время надо было чаще обращаться к разным богам и духам, просить у них благословения. Магические формулы, которые проговаривались в эти дни, считались наиболее действенными.

Под конец первого праздничного ужина остатки кутьи подкидывали вверх, до потолка, чтобы высоким рос лен и быстрей рос и становился сильным скот. После этого недоеденную кутью отдавали курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым был устлан стол, относили в хлев скоту, чтобы он целый год был здоровым и плодовитым.

Второй день Коляд (день святого Степана) считался годовым термином найма работников. Хозяева и работники расплачивались в этот день, высказывали друг другу свои обиды и недовольство. После выяснения отношений они или мирились и заключали новый договор, или расходились в поисках новых работников и хозяев. Отсюда поговорка: «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

С особым нетерпением ждала Коляды молодежь, так как для нее это было время забав, игр, танцев. Юноши и девушки образовывали группу, переодевшись в козу (аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд начинали ходить по деревне, пели поздравительные, величальные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая счастья, здоровья, богатого урожая. Группа колядующих насчитывала 5–15 человек.

В районах компактного проживания католического белорусского населения ходили колядовать со звездой. Тут основу выступления колядующих составляло исполнение костельных песен на библейские сюжеты, в то время как колядующие с «козой» исполняли разнообразные обрядовые песни. Переодетые пели, исполняли различные сценки, стремясь рассмешить хозяев, танцевали, гадали. Таким образом, постепенно создавалась атмосфера хаоса. Когда колядующие ходили со звездой, их выступление было разграничено на две части: сначала исполнялись костельные песни, а затем начинались шуточные сценки переодетых и «всякие глупости». Колядующие не уходили, пока хозяева не давали им какие-либо дары. Наполнив ими мешки, парни и девчата собирались в какой-нибудь большой избе, где продолжали гулянье: плясали, пели, играли, рассказывали страшные и смешные истории.

Обрядное переодевание держалось на общераспространенном веровании, что маска разрешает делать много того, чего нельзя делать в повседневной жизни, а также, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год. В некоторых регионах выбирали «шчодрую» – самую красивую и полную девушку.

В городах на Коляды устраивали ярмарки и праздничные гулянья, выступления скоморохов. Для знатных горожан устраивались балы, танцы. На протяжении всех Коляд для детей устраивались спектакли, танцы, елка.

Жители городов принимали у себя священника, который совершал праздничный обход прихожан. Вечерами ходили в гости или принимали у себя друзей и родственников. Пожилых людей угощали водкой, колбасой, жареной птицей или поросенком, а молодых женщин и молодежь – орехами, пряниками, семечками. Накануне Нового года повсеместно девушки гадали о будущем браке, о характере будущего мужа, о семейной жизни. Реже гаданием занимались юноши.

На протяжении Коляд было три обрядовых вечера (кутьи). Накануне Рождества семья собиралась на праздничный ужин, называвшийся кутьей. Ужин носил и более точное название – первая, или великая кутья. Стол был постным. Вторая – проводилась вечером перед Новым годом и называлась богатой, щедрой, так как на стол подавалось много мясных блюд: сало, мясо, жареные колбасы, кровянка, холодец и пр. сама кутья тоже готовилась на сале или масле.

Хождение по гостям было главной забавой для жителей среднего и старшего возраста. По вечерам нельзя было работать, прясть и ткать.

На третью, последнюю кутью, которая была постной, водяной, совершался обряд «запісвання каляд». Хозяин рисовал мелом кресты на воротах, дверях, чтобы сберечь свой дом от нечистой силы.

Накануне Крещения в церкви проводилось освящение воды, и каждая городская семья приносила домой освещенную воду. Воду святили по всей Беларуси. После, обмакнув в нее ржаные колоски, кропили свяченой водой дом и все строения, чтобы оберечь их от нечистой силы.

С переходом на григорианский календарь вместо юлианского, соответственно переместились и даты календарных праздников. Во время войны Коляды не отмечались.

В 1950–1960 гг. в деревнях началось их возрождение, как тогда было принято говорить «на новой основе». На первое место выставлялась атеистическая функция обрядности. Аналогичная тенденция продолжалась и в 1970-е гг. Большой популярностью у населения пользовались карнавалы, особенно в городах.

Многие обрядовые традиции продолжают существовать в 1970–1990 гг. при праздновании Старого Нового года в ночь с 13 до 14 января. Молодежь устраивала вечеринку в клубе или на квартире. Очень популярны были гадания.

С 1990-х г. постепенно по всей Беларуси Коляды начали возрождаться в той или иной форме, в первую очередь колядование с участием переодетых. Ходят колядовать в основном в ночь с 7 на 8 января у православных и с 26 на 27 декабря у белорусов-католиков.

Новый год теперь отмечают 1 января как католики, так и православные. Этот день является выходным днем. Также выходными днями являются 25 декабря и 7 января (католическое Рождество Христово и православное Рождество Христово).

Колядующие, как и в прошлом, получают дары от хозяев дома, в который они заходят, и колядование заканчивается вечеринкой. На второй день после вечерне-ночного колядования молодежи колядовать ходят дети, которые переодеваются в карнавальные костюмы.  И в современное время распространено верование, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год.

Белорусские девушки перед «шчодрым» вечером гадают на свою будущую судьбу, однако все это происходит в виде праздничного шутливого розыгрыша.

Для детей устраивают елки с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки.

Для современной Колядной обрядности характерно сосуществование народно-бытовых и христианских элементов. Многие жители республики ходят во время праздника в церковь (костел), водят туда детей, для которых устраиваются елки и колядные представления.

Разделы сайта